Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом. 18+
  • /
  • Статьи
  • /

Борьба с бессонницей после запоя: стратегии для восстановления сна

Влияние алкогольных токсинов на головной мозг и нервную систему вызывает нарушение сна. Бессонница после запоя требует обязательного лечения, так как приводит к тяжелым неврологическим осложнениям или психозу.
На чтение
Просмотров
Опубликовано
02.08.2023
Обновлено
15.05.2024
Внимание! Материал содержит информацию о веществах. Употребление которых может нанести серьёзный вред вашему здоровью!
Фото автора
Редактор статьи:
Психиатр-нарколог
Карпова Татьяна Викторовна
в один клик
Оставьте свой номер и мы перезвоним вам
Фото автора
Редактор статьи:
Психиатр-нарколог
Карпова Татьяна Викторовна
Фото нашей клиники
Получите консультацию специалиста бесплатно
Не нашли категорию или остались вопросы, оставьте заявку и мы поможем вам
Нажимая на кнопку Отправить заявку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Мужчина взялся за голову

Бессонница после запоя и пути ее лечения

Нарушение сна у алкоголиков – потенциально опасное состояние, служащее основной причиной делирия. Часто пациенты не обращаются к врачу, а ждут, пока нарастающее чувство усталости не приведет к засыпанию. Но при бессоннице в мозге возникает очаг возбуждения, не позволяющий уснуть. Чем дольше человек остается без отдыха, тем сильнее истощается его организм, и тем меньше у него остается ресурсов для полноценного отдыха.

Способы, как избавиться от бессонницы после запоя, включают:

• самолечение: прием седативных средств, которые могут максимально расслабиться;
  • народные методы: дыхательные практики, травяные отвары, а также другие способы добиться засыпания;
  • профессиональное лечение: выведение из организма алкоголя, восстановление работы ЦНС, медикаментозная поддержка до полной нормализации режима ночного отдыха и бодрствования.

Только последний вариант является безопасным. Поэтому при запое любой тяжести или продолжительности, на фоне которого человек испытывает трудности с засыпанием, нужно немедленно обратиться к психиатру-наркологу.

Причины бессонницы после запоя

Этиловый спирт – вещество с психоактивными свойствами, которое связывается с рецепторами ЦНС и влияет на работу головного мозга. Ответ на вопрос, почему после запоя бессонница беспокоит большинство зависимых, связан с регуляцией сна и бодрости нервной системой. Под воздействием алкоголя происходят изменения, влияющие на качество ночного отдыха, поэтому инсомния является распространенным симптомом после алкогольного запоя.

1. Дезорганизация цикла. Алкоголь влияет на работу гипоталамуса, в результате возникают нарушения в фазах сна, приводящие к трудностям с засыпанием или частому пробуждению.
  2. Гиперактивность нервной системы. Алкоголь стимулирует рецепторы ЦНС, что вызывает продолжительное чувство бодрствования. Такая реакция является индивидуальной, связанной с особенностями функционирования головного мозга, но чаще проявляется при приеме небольшой дозы этанола.
  3. Гормонально-нейронный дисбаланс. У алкоголиков возникает повышение кортизола и эпинефрина – гормонов стресса, способные помешать засыпанию. Если опьянение сопровождается расслаблением, заторможенностью, по мере вытрезвления может возникать компенсаторное действие: повышение адреналина, приводящее к инсомнии или беспокойному сну.
  4. Дефицит нутриентов. Витамин В6 и магний, которые активно выводятся при метаболизации спирта, необходимы для нормального функционирования нервной системы. Это также может способствовать развитию бессонницы после длительного запоя.

Также причиной состояния может служить сочетание алкоголя с другими психоактивными веществами – наркотиками, прежде всего, стимуляторами. Часть пациентов, обращающихся к врачу с жалобой на данный симптом, страдают от хронических расстройств психики, которые обостряются из-за интоксикации.

Виды бессонницы, вызванной алкоголем

Есть различные виды инсомнии после запоя. Состояние классифицируют по разным признакам: причинам и времени наступления, дополнительным проявлениям.

1. Постинтоксикационная. Возникает сразу после прекращения поступления алкоголя. Организм пытается восстановиться и адаптироваться к отсутствию спирта, что может вызвать нарушение сна.
  2. Поздняя. Проявляется спустя некоторое время после запоя и может продолжаться долгое время. Человек испытывает трудности со засыпанием или постоянное пробуждение в середине ночи. Обычно связана с поражением ЦНС токсического генеза.
  3. Невротическая. Люди, страдающие от алкогольной зависимости, часто испытывают тревожные мысли и беспокойство, что препятствует нормальному сну.
  4. Парасомния. Нарушение качества сна, при котором могут возникать бессонница и кошмары после запоя, повышенная двигательная активность в горизонтальном положении или с блужданием по комнате.
  5. Абстинентная. При длительном употреблении алкоголя организм привыкает к его присутствию в крови, поэтому человек испытывает физические и психические симптомы при отказе от него. Один из таких симптомов – невозможность уснуть.

Бессонница после алкоголя – серьезное расстройство, влияющее на соматическое состояние, качество жизни человека, независимо от механизма развития и симптоматики.

Лечение при помощи народных средств

Нетрадиционные методы при бессоннице обычно подразумевают употребление растительных отваров или настоев с седативными свойствами: мяты, ромашки, мелиссы. Преимуществом такого способа является доступность, однако риск осложнений является очень высоким. Во-первых, на фоне интоксикации этанолом повышается нагрузка на печень, а любые растительные вещества усиливают эту нагрузку. Во-вторых, растения – сильные аллергены, способные вызвать реакцию иммунитета. И, наконец, самолечение всегда опасно прогрессированием патологий, которые больной не может диагностировать сам.

Детоксикационная и фармакотерапия

Врач-нарколог при оказании срочной помощи в первую очередь удаляет спирт из сосудистого русла при помощи капельницы или экстракорпоральных методов. Процедура отрезвляет, улучшает самочувствие и снимает избыточную нагрузку с ЦНС. Но если алкоголь уже вызвал осложнения, а человек страдает от алкогольной зависимости, очищение организма не поможет полностью восстановить качество сна.

Таблетки от бессонницы после запоя врач назначает после детоксикации, симптоматической терапии, купирования абстинентного синдрома. Большинство препаратов, способных устранить избыточное возбуждение в мозге и помочь человеку погрузить в сон, нельзя сочетать с алкоголем. Поэтому сначала врач выполняет детокс, а лишь затем выбирает лекарства.

1. Транквилизаторы и гипнотики – помогают улучшить сон, сократить время засыпания, а также снизить частоту пробуждений ночью, но часто способны вызвать зависимость.
  2. Регуляторы циклов сна – чаще применяются при легкой инсомнии, например, при смене часовых поясов или при работе в ночные смены. Обычно содержат мелатонин, восстанавливающий циркадный ритм, или аминокислоту триптофан, способствующую синтезу мелатонина или серотонина. Эти препараты обычно не вызывают привыкания.
  3. Витамины – магний и витамины группы В, нормализующие работу центральной нервной системы. Если нарушение вызвано снижением концентрации этих веществ в организме, витаминная терапия будет эффективной.

При определении тактики лечения и выбора лекарств нужно учитывать, сколько длится бессонница после запоя, не сопровождается ли она психотическими симптомами (галлюцинациями, ступором, бредом). Чем тяжелее состояние пациента, тем больше оснований для восстановления сна в стационаре.

Что делать при бессоннице после алкоголя

Если на фоне употребления спиртного человек не может заснуть, ему нужно сразу прекратить выпивать, не пытаясь постепенно уменьшить дозу. В первые часы после отказа от алкоголя нужно пить больше жидкости, контролируя уровень давления и появление отеков. Рекомендуется отдыхать в постели в хорошо проветриваемом помещении, а также не быть голодным.

Обратиться к врачу за помощью нужно при любой тяжести состояния, так как запой – веское основание для вызова службы профессиональной медицинской помощи. Экстренный визит врача показан алкозависимым в пожилом или несовершеннолетнем возрасте, беременным и людям с осложненным анамнезом, а также при ранее пережитом психозе «белой горячке».

Узнать о бессоннице после запоя, что делать и как быстрее восстановить сон, можно на бесплатной консультации по круглосуточной горячей линии частной клиники «Санати» в Москве: 📞+7 (499) 113-80-12. Опытные наркологи окажут помощь с выездом на дом 24/7 или в стационаре, качественно и анонимно.

Первичная консультация нарколога
0 рублей